Добрый день, дорогие посетители блога «Наш секрет»! Мы уже обсуждали вопрос, как найти время для себя, любимой — об этом можно почитать здесь. Но это скорее вопрос приоритетов. Сегодня же я хотела бы пообщаться с вами на тему: как планировать свой день чтобы все успевать?
Я думаю, многим знакома ситуация, когда ты вроде неглуп, общителен, не лентяй, но почему-то дела не ладятся, дома бедлам, на работе запарка и постоянно не хватает времени ни на семью, ни на детей, ни даже на отдых.
А ведь, если задуматься, и дела тебе по плечу, и времени должно хватить, и вроде не сидишь сложа руки, а чем-то постоянно занят, но в итоге в конце дня понимаешь, что не сделано и половины того, что запланировал. Как с этим бороться? В чем тут причина?
Главные причины нехватки времени
К основным причинам, по которым нам не хватает времени, относятся:
- неумение планировать свои дела;
- отсутствие навыка сосредотачиваться на чем-то одном;
- неумение ценить время;
- неумение рассчитывать свои силы.
Причина нехватки времени проста и банальна: мы не умеем правильно организовывать свое время. Вывод напрашивается сам собой – нужно учиться организовывать себя и свое время.
Время — интересная величина, оно имеет свойство ужасно растягиваться, когда вы ждете очень важного известия или занимаетесь скучным нелюбимым занятием, и чрезмерно ускоряться, если вам срочно нужно переделать кучу дел или вы увлечены любимым делом. Но почему все происходит именно так, а не наоборот? Как научиться использовать время рационально?
Как все успеть
- Планирование дел
Возьмите себе за правило планировать следующий день, неделю, год… Просто заведите себе удобную записную книжечку, в которую будете заносить свои «наполеоновские планы», ведь при нашем ритме жизни сложно удержать все в голове. Во главе списка поставьте для себя «дело дня» — оно может быть совершенно любым – поход с мужем в кино, визит к врачу или разговор с подругой.
Составьте для себя еще один список из важных, но неприятных для вас дел, выполнение которых вы по каким-то причинам все время откладывали. В этот список можно добавить и бытовые хлопоты — повесить полочку, купить новую кастрюлю, закатать несколько баночек на зиму и т.п.
Возьмите за правило выполнять дела из этого списка, допустим, по одному каждый день или через день, в зависимости от вашего напряженного графика и масштабности дела. По мере выполнения вычеркивайте эти задания, и вы увидите, как рутинные дела, откладываемые годами из-за того, что вы не хотели ими заниматься, тают на глазах. И выходные у вас не будут настолько загруженными нудными делами, а лучше запланировать действительно отдых – семейную поездку, встречу с друзьями и т.п. Если возникли еще такие дела, не забудьте добавить их в список.
Данный список может послужить еще списком «про запас», которым можно заняться в случае форс-мажора. Ведь в нашей жизни может случиться все что угодно — компьютер решит устроить себе несогласованный выходной, прием к врачу отменят, нужные люди окажутся «вне зоны доступа» и т.п. Вот тут-то и можно вплотную заняться резервным списком, дабы не чувствовать вину за бесцельно потраченное время.
В этот список «про запас» могут быть включены просмотр интересного фильма или чтение книги. И старайтесь доводить начатые дела до логического завершения, в этом случае вы избавитесь от ненужных «хвостов».
Мне удобнее всего составлять план действий на неделю и отдельный список рутинных дел на месяц, из которых я вычеркиваю пункты по мере их выполнения. План на каждый день мне не нравится, по причине того, что зачастую планы корректируются обстоятельствами, и, когда они в очередной раз переносятся на следующий день, остается осадок неудовлетворенности, что ли.
А когда план рассчитан на неделю, я могу выполнить его досрочно и потом устроить себе отдых, либо устроить его среди недели, а также выбрать себе «пунктик» на сегодня по настроению. Ведь предназначение планирования вовсе не в том, чтобы загонять себя в рамки или мучаться от того, что не все его пункты выполнены, а в том, чтобы научиться с толком распоряжаться своим временем, получать удовольствие от жизни, добиваться намеченных планов.
И поверьте, если у вас одна и та же мечта на протяжении всей жизни, это вовсе не признак вашего постоянства и целеустремленности. Вы либо неправильно выбрали цель, либо просто не хотите, чтобы она исполнилась, либо что-либо делать для ее достижения. Не стойте на одном месте, двигайтесь вперед. По мере достижения одной вашей цели на смену придет следующая, этот процесс вечен, если у вас есть тяга к жизни, у вас всегда будет мечта, планы, желания.
Планирование помогает достигать целей за более короткие сроки, и как ни парадоксально это звучит, чувствовать себя свободнее от дел в связи с тем, что вы все успеваете, в отличие от тех, кто живет одним днем, ничего не планируя.
А если вам некогда подумать над этими планами? Для этого есть время, когда вы добираетесь до нужного места, или, например, заняты делами, которые проходят у вас «на автопилоте». Ведь вам не нужно задумываться над тем, как вам почистить картошку на ужин – по часовой стрелке или против нее, помыть посуду и т.п., ведь все эти манипуляции у вас давно делаются «на автомате». Вот вам и свободное время для раздумья.
- Расстановка приоритетов и выбор удобного времени
Не берите на себя больше, чем сможете «унести», не пытайтесь успеть всё (это невозможно) — браться за неподъемные планы, преуспеть сразу во всех сферах деятельности.
Психологи рекомендуют каждые три месяца пересматривать свои приоритеты в сферах – семья, здоровье, самообразование, работа, дети, ведь время от времени одна из сфер может потребовать к себе повышенного внимания. Расставьте приоритеты – определите, какие из дел для вас наиболее важны (за них беритесь в первую очередь), а на какие и вовсе не стоит расходовать свои силы.
Мелкие дела оставьте на потом — когда-нибудь и до них у вас дойдут руки, но сейчас они не в приоритете.
Ненужные дела отметите. Допустим, у вас много времени отнимает влажная уборка, а именно — протирать, приводить в порядок многочисленные сувениры, расставленные у вас по всей квартире. Подумайте, а действительно ли они вам так нужны? Может, проще от них избавиться? Будет свободнее дышать в квартире, уборка будет протекать существенно быстрее, да и, возможно, вы найдете кого-то, кого обрадуют ваши безделушки, и отдадите их им. Оставьте лишь те, которые вам дороги или действительно стильно вписались в ваш интерьер.
Я, например, и многие мои подруги негативно относятся к всевозможным безделушкам, которые не несут в себе практического применения и, по сути, являются простыми захламителями и пылесборниками. А если вашим детям нравится с ними играть, то можно их просто переселить в ящик для игрушек.
Периодически ставьте перед собой вопрос и честно отвечайте на него: «мне действительно это нужно или я это делаю, потому что должна?» У каждого из нас свое представление о долге: кто-то драит свою квартиру по три раза на дню, другой до опупения занимается своим ребенком, не обращая внимание больше ни на кого, иной не отходит от плиты, выдавая новые шедевры, а кто-то просто целыми днями пропадает на работе, не уделяя должного внимания семье и детям. Если вы ответили утвердительно на этот вопрос, значит, вы действительно получаете от этого удовольствие, в этом и есть ваше призвание и нужно продолжать заниматься этим дальше. А если в вас закралось сомнение или вы ответили «нет», пересмотрите ваши жизненные приоритеты, возможно, вам просто нужно сделать перерыв, отдохнуть и заняться собой.
- Использование современных гаджетов
В наш век просто непозволительная роскошь не пользоваться благами цивилизации. Ведь как упрощает жизнь и освобождает нам время современная стиральная машина, мультиварка, сотовый телефон и т.п.
В телефоне/планшете появилось множество различных программ, которые далеки от прямого назначения телефона как средства связи. Он служит отличным планировщиком, напоминает о важных датах в вашей жизни, дает возможность оплатить коммунальные платежи, не выходя из дома, заказать/оплатить товар, узнать все данные о купленном вами товаре по штрих-коду и т.п.
Например, вот это бесплатное приложение поможет вам совершать покупки из Китая по весьма привлекательным ценам, с бесплатной доставкой и всевозможными бонусами. Скачать ее можно по этой ссылке: http://alipromo.com
А иногда для того, чтобы освободить время, можно просто купить определенную услугу, например, воспользоваться услугами химчистки.
- Оптимизирование «производственного процесса»
Объединяйте дела, которые позволяют это. Например, готовить ужин и проверять уроки у ребенка.
Делите крупные дела на более мелкие – «бегемота нужно есть небольшими порциями». Если взять во внимание домашние дела, то вместо еженедельной генеральной уборки можно ежедневно убирать один выбранный угол, на который уйдет меньше времени и сил ежедневно, чем на уборку всей квартиры сразу.
Еду можно приготовить сразу на несколько дней или сделать самодельные полуфабрикаты, которые ой как отличаются от магазинных.
Поддерживайте порядок в голове и рабочем пространстве, это организует.
- Настрой и поддержка близких
Не стесняйтесь просить о помощи, ведь ваши близкие наверняка готовы прийти на помощь, пусть и нечасто задумываются об этом. Не надо все взваливать на себя. Распределяйте обязанности между членами семьи – дети, например, с большим удовольствием помогут, при этом почувствуют себя взрослыми и ответственными, главное — не поддаться искушению «я сделаю это лучше и быстрее».
- Поощрение своих успехов
Не забывайте себя радовать за пусть и небольшие достижения, добавьте в список своих дел время для себя – посещение бассейна, занятие спортом, посещение косметического кабинета, парикмахера.
Позволяйте себе делать то, что вам хочется в данный момент, очень важно научиться получать удовольствие от жизни, а не безрадостно тянуть эту лямку всю жизнь.
Принимайте сезонные витамины, мультивитаминные комплексы для поддержания иммунитета, давайте себе время на отдых и сон, здоровый, счастливый, отдохнувший человек горы свернет.
А вы как справляетесь с проблемой нехватки времени?
Нет, я все же не люблю делать уборку только в одной какой-то части. Уборка — так уборка! Чтобы все блестело, пусть это займет два-три часа времени, но она у меня запланирована.
А вот с остальным как-то не складывается по плану, все время какие-то обстоятельства вклиниваются. 🙂